Тема: «На помощь гномам»
Цель: формирование математической грамотности с помощью блоков Дьенеша.
Задачи:
- Упражнять детей в классификации по признакам.
- Упражнять детей в чтении логических и графических схем.
- Упражнять детей в решении задач на пересечение множеств
- Формировать и развивать умение детей работать сообща в командах.
- Формировать навыки у детей взаимоконтроля и самоконтроля.
- Воспитывать познавательный интерес, любознательность к блокам Дьенеша.
- Воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу.
Ход НОД
- Упражнение на рабочий настрой:
- «Мы стоим рука в руке…» (Дети становятся в круг, взявшись за руки.)
- Мы стоим рука в руке,
- Вместе мы – большая сила. (Руки сгибают в локтях.)
- Можем мы большими быть, (руки поднимают вверх)
- Можем маленькими быть, (приседают)
- Но никто один не будет. (Исходное положение)
2. Постановка проблемной ситуации
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а что мы знаем про гномы? (ответы детей: это маленькие человечки, которые живут в лесу и работают под землёй, добывают кристаллы, под землёй темно, но у гномов есть фонарики или факелы, которыми они освещают подземелье, пещеры).
На экране появляется иллюстрация «Гном в работе». Звучит сигнал СМС сообщения.
Воспитатель: Мне пришло смс, давайте его прочитаем.
На экране появляется сообщение. «Сос. Просим помощи. У нас беда. Погасли фонари. Не видно кристаллов».
Дети читают сообщение.
Воспитатель: Ничего не поняла. Кто, что понял из этого письма. (ответы детей: гномы просят о помощи, у них погасли фонарики, а им надо много собрать кристаллов). Так что же мы будем делать? (ответы детей: помогать гномам)
На экране появляется иллюстрация семи гномов с фонариками разной геометрической формы.
Воспитатель: Сколько гномов на экране? (ответы детей: 7). Чтобы решить быстро поставленную перед нами задачу мы разделимся на группы.
3. Формирование малых групп.
Воспитатель: У меня волшебный мешочек, в котором волшебные фишки. Они-то нас и разделят на команды.
Воспитатель предлагает детям взять по 1 фишке – геометрической фигуре.
Воспитатель: Посмотрите каждый на свою фишку. А теперь найдите свою команду по форме.
Дети объединяются в 3 команды.
Воспитатель: Выберите капитана своей команды.
Сформированные команды выбирают капитана.
Воспитатель: Капитаны подойдите ко мне. И возьмите 1 задание.
1 задание «Соберите кристаллы»
Воспитатель раздает логические карточки к блокам «Дьенеша» и говорит задание:
«Надо собрать кристаллы нужной геометрической фигуры и цвета». Капитаны, получив задание, должны самостоятельно объяснить своей команде.
Воспитатель: Вы молодцы, справились с первым заданием. Возьмите кристаллы. Продолжим собирать кристаллы.
4. Смена лидерства.
Воспитатель: 1,2,3,4,5 становитесь в круг опять. Посмотрите на свои фишки и разделитесь на команды по цвету. И выберете капитана.
Дети делятся на новые команды и выбирают нового капитана.
Воспитатель: Капитаны подойдите ко мне. И возьмите 2 задание.
2 задание «Расселяем жильцов» в домике.
Воспитатель раздает логические карточки к блокам «Дьенеша» и говорит задание: «Расселить фигуры в домике, учитывая те условия, которые даны для каждой «комнатки».
Капитаны, получив задание, должны самостоятельно объяснить своей команде.
Воспитатель: Вы молодцы справились и со вторым заданием. Возьмите кристаллы. Продолжим?
Воспитатель: 1,2,3,4,5 становитесь в круг, опять будем весело играть.
5. Разминка.
«Насос и мяч»
Воспитатель в данной игре выступает в качестве насоса, дети – мячами. Сначала дети стоят, обмякнув всем телом. Когда «насос» начинает надувать мячи, сопровождая свои действия звуком, дети начинаются распрямляться, надувают щёки и поднимают руки. Мячи надуты. Ведущий вытягивает шланг насоса из мячей. Дети издают с силой звук [ш-ш-ш], возвращаясь в исходное положение.
6. Смена лидерства.
Воспитатель: Для того чтобы продолжить работу по сбору кристаллов, необходимо опять разбиться на команды. Посмотрите на свои фишки и разбейтесь на команды по величине. Выберите капитана.
Дети делятся на новые команды и выбирают капитана.
Воспитатель: Капитаны подойдите ко мне. И возьмите 3 задание.
3 задание «Строим дорожку по схеме»
Воспитатель раздает графическую схему к блокам «Дьенеша», по которой необходимо следовать, и говорит задание: «Выложить дорожку с учетом графической схемы».
Капитаны, получив задание, должны самостоятельно объяснить своей команде.
Воспитатель: Вы молодцы справились и со вторым заданием. Возьмите кристаллы. Продолжим?
7. Смена лидерства.
Воспитатель: 1,2,3,4,5 становитесь в круг опять, будем весело играть.
Посмотрите на свои фишки и разделитесь на команды по углам. И выберете капитана.
Дети делятся на новые команды и выбирают нового капитана.
Воспитатель: Капитаны подойдите ко мне. И возьмите 4 задание.
4 задание «Заполни круги».
Воспитатель раздает 2 веревочки (красную и синюю) к блокам «Дьенеша» и говорит задание: «Выложите на полу с помощью веревочек два пересекающихся круга, в один круг нужно положить все круглые фигуры, а в другой – красные. Но есть такая область, которая попадает одновременно в оба круга, соответственно в этом месте фигуры должны удовлетворять обоим условиям – быть и красными, и синими».
Капитаны, получив задание, должны самостоятельно объяснить своей команде.
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием справились.Возьмите кристаллы. Давайте встанем в круг, и посмотрим, смогли ли мы помочь гномам.
Дети смотрят в корзину, куда клали собранные после выполненных заданий кристаллы.
На экране появляется слайд «Гора кристаллов».
Следующий слайд – у Гномиков загораются фонарики.
8. Рефлексия.
Вопросы для обсуждения:
1) Что вам понравилось?
2) Что было труднее всего выполнить?